Дата\время
>

Выступление Холодкова Вячеслава Михайловича на круглом столе «Технологический суверенитет России. Региональный потенциал» - Все новости на сайте - Калининградский филиал ВРНС

Перейти к контенту

Главное меню:

Выступление Холодкова Вячеслава Михайловича на круглом столе «Технологический суверенитет России. Региональный потенциал»

Опубликовано вход - Главные новости · 20/3/2015 13:38:00
О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМПОРТА ЗАПАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Выступление Холодкова Вячеслава Михайловича, начальника сектора международных экономических организаций Российского института стратегических исследований,
на круглом столе «Технологический суверенитет России. Региональный потенциал».

      В начале выступления необходимо определиться с терминологией: без этого любая дискуссия и любой анализ теряют смысл. Термин «суверенитет» трактуется как независимость государства во внешних делах. В этом контексте определение «технологический суверенитет» мне кажется неточным. В современном мире при существующем уровне международного разделения труда, запредельном количестве используемых технологий, их быстром обновлении и огромных объемах требуемых для этого финансовых средств ни одно государство, даже такое мощное в экономическом и технологическом отношении как США, не способно обеспечить полную независимость от зарубежных технологий.
Более точным мне представляется термин «технологическая безопасность» государства, которая предполагает независимость лишь по тем направлениям технологий, которые имеют критическое значение для обеспечения национальной безопасности.

      В этом контексте необходимо отметить, что украинский кризис отчетливо показал низкий уровень экономической и технологической безопасности России, уязвимость российского государства вследствие сильной зависимости от импорта западных технологий.

      Западные санкции, в частности, предусматривают запрет на сотрудничество американских и европейских компаний с Россией в проектах по добыче глубоководной, арктической и сланцевой нефти. Введено также эмбарго на экспорт в Россию технологий для таких проектов, в т.ч. буровых платформ, оборудования для горизонтального бурения, глубоководного оборудования, морского оборудования для работ в условиях Арктики, программного обеспечения для гидравлического разрыва пласта, дистанционно управляемых подводных аппаратов, насосов высокого давления и ряд других позиций. Запрещены поставки в Россию технологий двойного назначения, которые могут быть использованы в оборонном производстве.

      Эти ограничения не только ставят под вопрос освоение новых месторождений, в частности, на шельфе арктических морей, но и могут ускорить падение добычи на действующих нефтяных месторождениях Западной Сибири. Объемы добычи на таких месторождениях в последние годы поддерживались за счет использования технологий горизонтального бурения или многозонного гидроразрыва пласта, которые вошли в санкционный список. Например, в 2013 году 42% новых скважин «Газпромнефти» были пробурены горизонтальным методом, а многозонный гидроразрыв пласта применялся в 57% скважинах, пробуренных с использованием нетрадиционных технологий.

      По предварительным оценкам, эмбарго на экспорт технологий в сочетании с финансовыми санкциями может привести в течение ближайших трех лет к снижению годовой добычи нефти на 26 млн. тонн в год, т.е. на 5%, причем в долгосрочной перспективе падение будет нарастать. С учетом значения топливно-энергетического комплекса западные санкции технологического характера наносят весьма ощутимый ущерб социально-экономическому развитию и, как следствие, экономической безопасности России.

     Нельзя также исключать вероятности введения новых технологических санкций, в частности, в сфере информационных технологий. Как известно, во властных структурах Евросоюза обсуждается возможность отключения России от системы SWIFT, которая обеспечивает международные и внутренние транзакции российских банков.

     Обеспечение безопасности России требует принять меры по снижению зависимости от импорта западных технологий.
Первое – это развитие отечественных импортозамещающих производств. Подготовительная работа в этом направлении уже проводится.

      В конце 2014 года был принят Федеральный закон «О промышленной политике», который выполняет важную роль как инструмент поддержки специальных инвестиционных контрактов, в т.ч. в организации импортозамещающих производств. С его помощью инвесторы получат налоговые льготы и преференции для реализации своих проектов.

      Одновременно для финансирования импортозамещающих производств был создан Фонд развития промышленности объемом 20 миллиардов рублей. В Фонд поступили заявки от 250 промышленных предприятий с просьбой профинансировать проекты импортозамещения в области ТЭК. 10 марта Минпромторг совместно с Минэнерго утвердили 12 главных направлений по импортозамещению в сфере ТЭК.

      Однако, принятых мер явно недостаточно. Предназначенная для финансирования импортозамещения сумма (20 млрд. рублей) в 50 раз меньше той, которая выделена государством на докапитализацию отечественных банков через каналы Агентства по страхованию вкладов (1 трлн. рублей). Необходимость в нынешних условиях государственной поддержки банковской системы понятна. В то же время импортозамещение относится к приоритетам политики обеспечения национальной безопасности, и такой огромный разрыв в объемах финансирования вызывает недоумение. Важно также, что финансирование в области импортозамещения на текущий момент касается только тех технологий, которые уже попали под западные санкции, но не учитывают возможность дальнейшего обострения отношений с США и Евросоюзом и ужесточения санкций. Пример Ирана показывает, как далеко могут зайти Вашингтон и Брюссель в попытках организовать политическую изоляцию, а также финансовую и технологическую блокаду неугодных режимов.

      Очевидно, нуждается в корректировке сам процесс подготовки к организации импортозамещающих производств. Минпромторг запросил предложения по конкретным проектам от субъектов федерации и органов исполнительной власти. Содержание предложений с мест и объемы запрашиваемых средств свидетельствуют о том, что в регионах руководствуются местными интересами, которые далеко не всегда совпадают с нуждами и возможностями государства. Предлагается, в частности, наладить производство широкой линейки товаров потребительского назначения, в частности верхней мужской одежды, обуви и т.д. Только Нижегородская область запросила 40 млрд. рублей на реализацию 25 импортозамещающих проектов при том, что объем Фонда развития промышленности для всей России ограничен суммой 20 миллиардов рублей.

      Как представляется, нужно идти другим путем: сначала разработать долгосрочную государственную стратегию импортозамещения и только потом запросить субъекты федерации и ведомства относительно того, что они могут сделать для реализации общегосударственной политики.

     При разработке стратегии импортозамещения важно исходить из того, что отечественное производство во многих высокотехнологичных секторах промышленности практически прекратилось. В частности, в 1992-2011 гг. производство металлообрабатывающего оборудования в России в натуральном выражении сократилось в 15 раз, станков с ЧПУ – в 25 раз. Прекратили своё существование 43 станкостроительных завода.

     Соответственно, зависимость от западных технологий в большинстве отраслей российской промышленности весьма высока. Так, в станкостроении она сегодня составляет 90%, тяжёлом машиностроении – 60-80%, фармацевтике и медицинской промышленности — 70-80%. Доля используемого в России зарубежного программного обеспечения составляет 67%, а в аппаратной части доходит до 90%.

      В условиях нынешней демографической ситуации и ограниченности финансовых средств стратегия импортозамещения должна иметь выборочный, селективный характер и включать в себя только те виды технологий, которые могут стать объектом ограничений со стороны США и Евросоюза и прямо влияют на обеспечение национальной безопасности России. Конечно, подготовка такой стратегии - сложная аналитическая работа, в которой должны принять участие специалисты технического, экономического и финансового профиля.

      Самые общие прикидки показывают, что импортозамещение в секторе машиностроения для нефтегазовой промышленности не может развиваться без возрождения отечественного станкостроения. Кроме того, требуется организовать выпуск технологического оборудования для производства современной радиоэлектроники, которая используется во всех высокотехнологичных секторах. По оценкам Роскосмоса, например, доля импортных микрочипов и комплектующих электронных компонентов в российских космических аппаратах составляет около 75%.

      Еще одной высокотехнологичной отраслью, в которой необходимо развивать импортозамещение, является фармацевтика. Хотя на внутреннем российском рынке доминирует лекарственная продукция, произведенная на расположенных в России заводах, большинство из которых принадлежит транснациональным корпорациям. Они не передают высокие технологии и не стремятся наладить полный цикл производства, ограничиваясь изготовлением готовых лекарственных форм из импортных субстанций.

      Важную роль в развитии импортозамещения может сыграть механизм государственных закупок. Как известно, при вступлении в ВТО Россия не подписала соглашение о регулировании госзакупок и не взяла на себя обязательство обеспечить равный доступ к госзакупкам иностранных и отечественных компаний. Более того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей.

     Второе направление снижения степени зависимости от импорта западных технологий помимо импортозамещения - это обеспечение надёжных альтернативных западным каналов международного сотрудничества в сфере высоких технологий. Речь идет в первую очередь об импорте технологий из дружественных стран, в первую очередь, партнеров России по группе БРИКС, которые быстро развивают собственные НИОКР, а также об организации совместных импортозамещающих производств с компаниями из этих стран.

      Сотрудничество в области высоких технологий со странами БРИКС может осуществляться как в многостороннем, так и двустороннем форматах. Правовая основа для этого заложена в решениях двух последних саммитов БРИКС, которые состоялись в Кейптауне (ЮАР) в июле 2013 года и Форталезе (Бразилия) в июле 2014 года. В соответствие с решениями саммита в Кейптауне в 2014 году проведено первое совещание министров стран «пятерки» по вопросам науки, технологии и инноваций. Форталезская декларация руководителей стран БРИКС нацелила государственные органы и деловые круги пяти стран на совместное создание инновационных продуктов. Министрам науки и технологий стран БРИКС поручено подготовить Меморандум о взаимопонимании по вопросам науки, технологий и инноваций, который обеспечит стратегическую основу для сотрудничества в данной области.

      Следующий саммит пройдет в июле с.г. в Уфе, и российская сторона как организатор и временный председатель разрабатывает два документа «Стратегию экономического сотрудничества стран БРИКС» и «Общие принципы углубления экономического партнерства стран БРИКС». Очевидно, в этих документах задача всемерного развития сотрудничества в области высоких технологий должна быть обозначена в качестве приоритетной.

      Важную роль в стимулировании развития национальных инновационных технологий призван сыграть Новый банк развития БРИКС с капиталом 100 млрд. долларов, начало деятельности которого запланировано на 2016 г. Россия, очевидно, должна поставить вопрос о финансировании отечественных инновационных проектов из средств этого банка.
В двустороннем технологическом сотрудничестве с Китаем для России важен в первую очередь сектор станкостроения. КНР превратилась в крупный центр мирового станкостроения, обеспечивая около 30 % общемирового производства металлообрабатывающего оборудования на сумму 27,5 млрд. долларов. Согласно 12-ому пятилетнему плану предполагается довести в 2015 году производство станков с ЧПУ до 250 тыс. в год, а также повысить долю экспорта в общем объёме производства металлообрабатывающего оборудования до 15,7 %.

      В октябре 2014 года во время визита в Москву премьера Госсовета Китая Ли Кэцяна было подписано более 30 соглашений о реализации инвестиционных проектов в таких высокотехнологичных секторах как автомобилестроение, создание современных логистических центров и парков высоких технологий. В стадии подготовки и реализации находится еще ряд инвестиционных проектов в таких сферах как добыча и переработка нефти и газа, атомная энергетика, гражданская авиация, освоение космоса, развитие навигационных систем.

      В сентябре 2014 года подписано соглашение о сотрудничестве между госкорпорациями «Ростех» и Sinomach, которое предусматривает совместное с китайской стороной развитие технологических стартапов на общую сумму около 10 миллиардов долларов США.

      В ходе Международного инновационного форума «Пуцзян» в октябре 2014 г. в Шанхае было подписано 7 соглашений о сотрудничестве в сфере высоких технологий, в частности несколько соглашений ЦНИИ «Прометей» с китайскими партнёрами по новым конструкционным материалам и сплавам, а также соглашение о создании в инновационном центре «Сколково» российско-китайского Парка высоких технологий.

     Пекин заинтересован в развитии совместных с Россией проектов в области спутниковой навигации, дистанционного зондирования Земли, изучения планет Солнечной системы, а также двигателестроения, электроники и новых материалов.
В декабре 2014 года состоялся визит Президента России В.В.Путина в Дели, в ходе которого был подписан План по укреплению российско-индийского партнерства, а также 20 соглашений в различных секторах экономики. Планируется развивать двустороннее сотрудничество в таких передовых областях, как электроэнергетика, альтернативные источники энергии, энергоэффективность и энергобезопасность, информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии и новые материалы, биоэнергетика, нанобиотехнологии, биологическая аппаратура, оборудование для диагностики в области здравоохранения и сельского хозяйства. Стороны обсудили возможность участия индийских компаний в формировании индустриальных парков и развитии фармацевтических производств на территории нашей страны, договорились реализовать совместные проекты в области мобильной связи, разработки низкоорбитальных аппаратов, использовании системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. «Роснано» ведет переговоры с индийскими партнерами о создании фонда прямых инвестиций объемом 2 млрд. долларов для реализации проектов в сфере высоких технологий.
Успешно продвигается совместная ракетная программа «БраМос». Реализуются также проекты совместной разработки многопрофильного, многофункционального истребителя и многоцелевого транспортного самолёта.
В ходе визита Президента России В.В.Путина в Бразилию в июле 2014 года обсуждались вопросы реализации договоренности о формировании российско-бразильского «технологического альянса», который предусматривает взаимодействие в мирном освоении космоса, атомной энергетике, фармацевтической промышленности, металлургии, авиастроении, военно-техническом сотрудничестве, банковской деятельности. Основной акцент при этом делается на проработке и реализации долгосрочных проектов, способствующих инновационному развитию обоих государств. Реализация этих задач способна существенно снизить нашу зависимость от западных технологий, имеющих критическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.



Назад к содержимому | Назад к главному меню